Грамматика английского. Intro

Часто, занимаясь с теми, кто ранее изучал английский, наталкиваюсь на непонимание с их стороны базовых грамматических тем. Классическая линия прохождения грамматики в школе, вузе да и на большинстве курсов следующая: сначала пишем много правил, чертим много временнЫх шкал и схем, чтобы разобраться где же по времени находится действие в нашем времени, потом оттренировываем эти правила на упражнениях в виде отдельных предложений, где глагол нужно поставить в нужную форму. Вот это вот всё.

И здесь есть та самая system error.

Упражнения. В. Виде. Отдельных. Предложений.

Таковые в принципе хороши только на начальном уровне и то лишь для тренировки запоминания разных форм глаголов. Для понимания сути грамматического времени подобные упражнения бессмысленны.

Почему?

Потому что использование абсолютного большинства грамматических конструкций и времен в английском строго контекстно. По сути одно и то же предложение может быть использовано в разных контекстах, что означает разные времена для глаголов в них.

Посмотрим на примерах:

Предложение «Я потерял ключи».

Допустим, встречаем мы его в одном из таких упражнений в виде набора предложений. Какое бы время сюда вы поставили? Уже сведущие в английских временах скажут: «Present Perfect конечно же».

Например. Это возможно. Представим себе, в каком контексте может быть произнесено данное предложение. Скажем, стоите вы перед закрытой дверью и говорите своей спутнице или спутнику: «Я потерял ключи». Ну, то есть факт констатируете, а время значения не имеет. Те, кто уже знает этот пресловутый present perfect , you know what I mean.

Давайте представим другой контекст использования этого предложения. Вы сидите и кому-то рассказываете по его просьбе события вчерашнего вечера: «Я вышел с работы. Пошел домой. Зашел в магазин, купил продукты. Забыл кошелек на кассе, вернулся, чтобы забрать его. Затем я потерял ключи. Пошел обратно, чтобы их найти. Нашел. Наконец я дома».

И здесь уже речь не идет о Present perfect. Это обычный past simple в контексте перечисления действий в прошлом.

Часто в книгах по грамматике, чаще совковых, но не только, можно встретить одно и то же отдельное предложение в упражнениях на разные темы. Сначала вас просят поставить в нем глагол в одно время, но в соседнем разделе подразумевается, что этот глагол должен быть уже в другом времени. У изучающих ничего, кроме непонимания и каши в голове не остается. Ну а учебнику главное топорно рассказать правило.

ПОЭТОМУ!

Главное, что нужно помнить при изучении грамматики английского: отправной точкой для понимания грамматики являются не правила сами по себе, а смысл высказывания —  тот, который в него хочет вложить говорящий. Сначала определяемся, что хотим сказать, на чем сделать акцент, потом думаем, какое правило надо использовать.

Если хотим сказать о каком-то действии по факту (Я поговорил с ним вчера) — берем времена группы Simple, если хотим акцентировать внимание на продолженности (Мы говорили вчера около 2 часов) — времена группы Continious.

Держите в голове этот принцип при изучении каждой грамматической темы. СНАЧАЛА ДУМАЕМ, ЧТО ХОТИМ СКАЗАТЬ ИЛИ ЧТО НАМ ХОТЯТ СКАЗАТЬ — ПОТОМ ВЫБИРАЕМ ПРАВИЛО, КОТОРЫ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ.

 

Поделитесь в: